воскресенье, 13 ноября 2011 г.

Молдавская рулетка

4 ноября трое депутатов Партии коммунистов покинули парламентскую фракцию. Об этом в офисе фонда Soluţia объявил Игорь Додон, заявив, что вместе с ним фракцию покинули Зинаида Гречаная и Вероника Абрамчук. «Мы уходим из фракции Партии коммунистов», – заявил он, добавив, что преследует цель избрании аполитичного президента и переформатирования власти.

Мотивы Додона
Сомнения вызывает прежде всего время выхода – за две недели до президентских выборов. Додон в среду передал партии документ о ее модернизации, а уже в пятницу вышел. Таким образом, он лишил ПКРМ блокирующего пакета и превратился в единственного «переговорщика», с коим альянсу следует торговаться для получения голосов. Трудно понять, почему Додон не дал партии время на обсуждение собственного плана модернизации или хотя бы  не дождался провала процедуры избрания президента. Тогда его уход вызвал бы меньше вопросов, а запуск собственного проекта выглядел бы оправданным.

Безусловно, можно согласиться с Додоном, что в ПКРМ существуют консерваторы, что они используют нелояльные методы борьбы, что его в определенной мере саботировали на местных выборах, что партия сопротивляется ребрендингу. За 10 лет результаты ПКРМ упали с 50 до 37%, с 800 000 до 500 000 голосов.

Стиль управления в ПКРМ авторитарный, как и в большинстве молдавских партий. В списки попадают черт знает кто и как. Один Тофан чего стоил – выигрыша примэрии Кишинева. Партию покинули значимые фигуры: Лупу, Цуркан, Степанюк, Тарлев и другие. Правда, большинство из них были перебежчиками из АДПМ, социалистов и так далее. ПКРМ ратовала то за союз с Россией-Беларусью, то за евроинтеграцию, то теперь за Евразийский союз.

Все это так. И здесь у Додона есть своя частичка правды. Не каждый выдержит прессинг внутрипартийной борьбы и интриг. Но покажите хоть одну молдавскую партию, где процветает демократия, где прислушиваются к мнению рядовых членов. ЛДПМ находится у власти, и все равно потеряла Тэнасе, Годю, Нагачевского, Гелича, Виеру.  А если находилась бы в оппозиции? АНМ распался в 2010-м, будучи у власти. У ХДНП и ДПМ была та же судьбу в 2006-2007 годах. А кто помнит, что стало с Альянсом Брагиша, в котором числилось 19 депутатов, а осталось 13? Как говорится, рожки да ножки.

Лично я поддерживаю ребрендинг ПКРМ, хотя это, безусловно, внутреннее дело партии. В Молдове легче быть социал-демократом и социалистом, чем коммунистом. Чисто психологически – меньше негатива со стороны остальных. Тем не менее если поменять символику и название, подчеркиваю – будучи в оппозиции, а не у власти, то нет никакой гарантии, что партия наберет на выборах больше, а не меньше. 

Кто подсчитал возможные модели голосования избирателей? И стоит ли менять название, дающее с ходу 40% голосов? То есть больше, чем у ЛДПМ и ЛП, вместе взятых! Но представим себе, что ПКРМ поменяет название. И кто даст руку на отсечение, что и партии альянса, и Запад в том числе захотят иметь дело с «русской пятой колонной», с «неокоммунистами, предавшими идеалы Ильича»? Ведь смысл отношения к ПКРМ кроется не столько в ее названии,  сколько в ее декларируемой пророссийскости, то есть в геополитике…

Кто-то скажет, что ПКРМ заслужила свою участь. Может быть. Чему быть, того не миновать. Но все равно, чисто по-человечески, Воронина жалко. Его подвергают жесткой ломке – то людей «вытягивают», то дела заводят, то заявляют, что он умер, как эта сделала  близкая к «кукловоду» газета «Тимпул». В пятницу лидер ПКРМ, не выдержав давления, покинул зал заседаний парламента. Был краток: мол, неправильно все это. Недостойно.

Являются ли невозможность модернизации ПКРМ и искреннее желание Додона спасти страну истинными мотивами ухода, покажет ближайшее время.

Игра ва-банк
За Додоном могут уйти много членов партии. Куда больше, чем за Цурканом или  Лупу. Поэтому и градус противостояния Додона с ПКРМ будет куда выше. Это факт. У него есть ресурсы, лидерские качества, организаторская хватка, поддержка в территориях. ПКРМ, вероятно, будет в течение нескольких недель терять мэров, советников, возможно, и депутатов. 

Фактически может оказаться на краю пропасти. При определенных условиях выход Додона может привести к разрушению самой крупной партии страны, которая к тому же находится в оппозиции. А когда нет оппозиции – нет и демократии, пусть даже такой дефектной, как у нас.

Теперь многое в парламенте зависит от Додона. Но не все. Ситуация довольно зыбкая. Додон сыграл ва-банк – он может как взлететь, так и больно упасть. Он, в принципе, выразил готовность отдать голоса для избрания президента – «во имя преодоления кризиса». С маленькой поправкой – президентом должна стать Гречаная. Ну а Додон, вероятно, вице-премьером. Хотя на словах, Додон отрицает возможность занятия функций в правительстве. Тогда и власть переформатируется, так как будет состоять из четырех партий. Этакая новая версия «АЕИ-2+». 

Гречаная, конечно,  куда лучше в должности президента, чем Лупу. По крайней мере, она будет сопротивляться явной русофобии, расшатыванию государственности, свертыванию социальных программ. Однако и в этом случае Додона обвинят в консолидации альянса. Оно и понятно – Додон говорит, что ненавидит альянс, а сам вступает в него. А если АЕИ воспротивится избранию Гречаной, тогда что? 

И как можно надеяться отнять у АЕИ должность президента, имея всего 3 голоса или даже 5?! И если Додон согласится на избрание непартийного кандидата, выдвинутого альянсом, то где тогда «переформатирование власти»? К тому же, для переформатирования альянса, важно будет пересмотреть и курс альянса, и программу правительства, и другие аспекты.

Если Гречаную не захотят выдвинуть в президенты, тогда Додону придется идти на досрочные выборы, ибо голосование за Мариана Лупу, как и за любого кандидата от АЕИ,  будет означать конец политической карьеры. Но в таком случае исчезает и сам акт «самопожертвования ради страны». Возникнет вопрос: зачем вышел из ПКРМ, раз не голосуешь за кандидата от АЕИ? Додона, похоже, уже ломают – отказаться от своего кандидата и просто согласиться с должностью вице-премьера. А это может превратить его собственный политический проект в маргинальный.

Не нужно списывать из раскладов и ПКРМ. Ее руководство, может проголосовать совместно с ДПМ и ЛП за Мариана Лупу, только для того, чтобы отомстить Додону, лишить его возможности маневра и использования «золотых голосов». Тогда ситуация будет совсем не простой. Додон просто останется вне раскладов. Возможен маневр и с ЛДПМ, однако, это менее вероятно.

В случае досрочных выборов Додон, возглавит партию социалистов Крылова-Абрамчук, не замеченную в особых электоральных успехах. Поговаривают, что туда же подтянется и Формузал, что тоже не факт. Это при хорошем стечении обстоятельств  может дать такой структуре определенные шансы на прохождение в парламент. Тогда в будущем парламенте Додон может сыграть роль мостика между ПКРМ-ДПМ-ЛДПМ. То есть связующего звена, благодаря которому легче будет создавать новые властные коалиции.

В любом случае если Додон согласится сыграть в чужую игру, а не в свою, то эта игра может оказаться для него последней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий