среда, 13 апреля 2011 г.

«Киндер - сюрприз» от олигарха

Вывод следующий: Влад Плахотнюк нуждается в контроле над мэрией Кишинёва, чтобы укрепить личный контроль над финансовыми потоками, строительными тендерами, что позволит ему подмять под себя весь крупный бизнес. Потом, считает он, можно будет добить ЛДПМ и ПКРМ.

Досрочные парламентские выборы в ноябре 2010 года привели к изменению всей политической конфигурации в Республике Молдова. Парламент впервые за последние 13 лет состоит теперь из двух доминантных партий – ПКРМ (39,8%) и ЛДПМ (29,5%), и двух малых партий – ДПМ (12%) и ЛПМ (10%).
Все это привело к новому противостоянию внутри образованного 30 декабря 2010 года Альянса «За европейскую интеграцию» - 2.
Как образно заметил недавно один политический комментатор, страна оказалась в состоянии новой политической войны, идущей между тремя Владимирами: Ворониным (ПКРМ), Филатом (ЛДПМ)  и Плахотнюком (ДПМ).
Нет сомнений в том, что на первом этапе этой борьбы тактической победы добился бизнесмен-политик Владимир Плахотнюк, которому удалось путем шантажа заставить лидера ЛДПМ Владимира Филата отказаться от вынашиваемых им президентских амбиций.
ДПМ Плахотнюка, набрав в ноябре 2010 года те же скромные 12%,   что и в июле 2009 года,  отхватила  себе,  помимо прошлогодних 4 министерств, ещё и посты президента, спикера, первого вице-спикера, а также весьма «денежное» Министерство информационных технологий.
Сегодня уже вполне понятно, что демократы Лупу-Плахотнюка, действуя тихой сапой,  за спиной своего «союзника» Филата  создали неформальный альянс с либералами Гимпу-Киртоакэ с целью парализовать ЛДПМ. Основа этого сепаратного «альянсика» в АЕИ-2   была,  по всей видимости, заложена еще в 2009 году, так как во время парламентских выборов ЛПМ  получала финансовую поддержку от Влада Плахотнюка. 
Влад Плахотнюк попробовал затем продвинуть по квоте ЛПМ на должность председателя Нацбанка Корнелия Гимпу, двоюродного брата Дорина Киртоакэ, являющегося вице-председателем «Виктория- Банка», принадлежащего… Владу Плахотнюку.

Кандидатура эта не прошла, и тогда Михай Гимпу пропустил по своей квоте другого представителя Влада Плахотнюка – Дорина Дрэгуцану, похоже, что тоже родственника Гимпу и Киртоакэ.
Следует напомнить, что мать Дорина Киртоакэ - Валентина Киртоакэ– является экономистом во всё том же  «Виктория-Банке», (VIP-magazin, сентябрь, 2005 года, №17), а жена Михая Гимпу является начальником управления в Министерстве культуры, курируемом ДПМ.
Некоторые информированные источники сообщают и о том, что Михай Гимпу передал в аренду компании «Petrom», принадлежащей Владимиру Плахотнюку сеть бензозаправок «EUROSIM». Другими словами, между бизнесом клана Гимпу-Киртоакэ и бизнесом Влада Плахотнюка существует теснейшая связь.
По-видимому, именно этим и следует объяснять картельный сговор в нефтяном бизнесе, повлекший за собой цикличные подорожания всех видов ГСМ в Молдове в последнее время. 
Не говоря уже о том, что Bладимир Плахотнюк контролирует и Прокуратуру (щедро «подаренной» АНМ, ЦБЭПК, и другие силовые структуры и контролирующие агентства), связав этим ЛДПМ Владимира Филата, как говорится, по рукам и ногам.
 Два блока в одном Альянсе?
В ноябре 2009 года  Дорин Киртоакэ сделал весьма своеобразный «подарок» премьер-министру Владимиру Филату, вероятно, по указке Владимира Плахотнюк, объявив о том, что АО «Молдова-газ», являющееся дочерней структурой российского АО «Газпром», должна быть национализирована.
Это весьма сильно подпортило репутацию премьера Филата в России.  Уже в марте 2010 года ЛПМ и ДПМ «сломали» Влада Филата об колено, навязав ему идею принятия новой Конституции через референдум, с отказом от досрочных выборов.
Полученный 15 марта отказ от помощи Венецианской Комиссии на время расстроил эти планы клана.  Однако связка Гимпу – Лупу сработала на всю мощь уже 24 июня 2010 года, когда Михай Гимпу издал указ о «советской оккупации» Бессарабии.

План был предельно прост: Михай Гимпу приобретает образ «героя», «борца с оккупантами», а Мариан Лупу должен был проявить себя  в образе «миротворца», который обращается в Конституционный Суд, и тем самым  приостанавливает действие указа.
Таким образом, Мариан Лупу надеялся сломать ПКРМ и перетянуть русскоязычный электорат на свою сторону, а ЛПМ в открытую ломала ЛДПМ, загнав премьера Владимира Филата в крайне неловкое положение.
Сорвала эти планы на редкость быстрая реакция ПКРМ, которая вовремя обратилась в Конституционный Суд, признавший указ незаконным.
Летом 2010 года Михай Гимпу и Марианн Лупу вместе поехали на похороны польского президента Леха Качиньского, а также вместе, используя государственный вертолет, «боролись с наводнениями».
Когда Филат объявил в июле-августе 2010 о своих президентских амбициях, Лупу и Гимпу тут же развернули мощнейшую информационную кампанию против премьера.
Впрочем, Филат ответил им тем же, запустив,  по нашему мнению, кампанию «Антимафия».
Владимир Плахотнюк,  однако,  среагировал мгновенно, натравив фактически ЦБЭПК, прокуратуру и несколько министров и другие структуры, которые срежиссированно, почти в один день,  подали в суд на организатора этой кампании Серджиу Мокану. Уже один этот факт создает подозрение, что в его обвинениях по адресу Плахотнюка есть определенная доля правды.
Провал Конституционного референдума сплотил ДПМ и ЛПМ против ЛДПМ, которая втайне от своих коллег, разработала проект постановления об оказании социальной помощи нуждающимся гражданам за тепло в размере 130 леев.  При  этом Гимпу и Лупу не стеснялись в выражениях в адрес премьера Филата.
Уже после ноябрьских выборов 2010 года ДПМ и ЛПМ начали новую совместную акцию по переделу властного пространства в Молдове. Можно смело заявить, что Влад Плахотнюк сегодня имеет контроль над тремя партиями: ДПМ, ЛПМ, НЛП.
Заявления Валерия Лазэра во время парламентских дебатов о том, что лидер СДП Виктор Шелин якобы имеет «проблемы с приватизациями», были первым сигналом о том, что ДПМ проявляет интерес и к СДП.
В СМИ начала появляться информация  о финансовых махинациях Виктора Шелина. Недавно, последовали и первые рейды органов финансового контроля на Цветочный рынок, связанный с Виктором Шелиным. Были наложены десятки штрафов. Смысл акции понятен: либо работаете с нами, либо проблемы продолжатся…
Заметим еще один любопытный нюанс: влияние Влада Плахотнюка  на ЛПМ столь велико, что и в процессе передела власти пост первого-вице-спикера парламента, принадлежавший Михаю Гимпу, отошел к Владу Плахотнюку, а сам Михай Гимпу остался без должности.
В борьбе за распил «бюджета» ЛПМ и ДПМ работали совместно и слаженно, как единая команда против ЛДПМ. Сам Марианн Лупу постоянно прикрывает Михая Гимпу: то не ставит на обсуждение «ошибки» Гимпу, подписавшего закон, в результате которого казино были освобождены от 6 миллионов леев налогов, то отказывает депутатам в их праве ответить на нападки лидера ЛПМ по статусу Гагаузии
Борьба за примэрию столицы
После ноябрьских выборов 2010 года Владимир Плахотнюк  надеялся на раскол и ослабление ПКРМ и ЛДПМ, намереваясь создать собственное большинство.
ПКРМ устояла, а вот ЛДПМ покинул министр Юстиции Александр Тэнасе, который ушел якобы по собственному желанию на должность судьи в Конституционном Суде.
Здесь есть один любопытный нюанс: покинувший ранее ряды членов ЛДПМ юрист Виталий Нагачевский является сегодня адвокатом…Влада Плахотнюка!
Как только Александр Тэнасе покинул ЛДПМ, газета «Тимпул», руководимая его отцом  Константином Тэнасе, начала публикацию серии жестких критических выпадов против Влада Филата, обвинив его в диктатуре, пресмыкательстве перед российским лидером Владимиром Путиным, в беспринципности, «аграрианизме», предательстве «высших идеалов».
Влад Филат, видимо, решил укрепить собственную вертикаль в партии, очистив ее от  людей с авторитетом, которые могут занять его место, а также от тех, кто по слухам, близок к Владимиру Плахотнюку.
Расклад сил сегодня следующий: главным кандидатом Владимира Плахотнюка на мэрских выборах будет Дорин Киртоакэ. С этой целью ДПМ выдвинула непроходную кандидатуру  Валентины Булиги, чтобы «урвать» побольше голосов у ЛДПМ.
Одновременно, справа ЛДПМ будет зажиматься НЛП Виталии Павличенко, перед которой поставлена задача компрометировать кандидата от ЛДПМ.
Цель проста - лишить  Виктора Бодю шанса прохождения во второй тур вместе с  Игорем Додоном.
Остается надеется на то, что Влад Плахотнюк не сможет сломать СДП Виктора Шелина, которой он хочет уготовить ту же участь – бить прицельно  по ПКРМ и ЛДПМ.
Одновременно с этим  на ДПМ будет «работать» целый список «политологов», которые будут «мочить»  всех альтернативных Дорину Киртоакэ кандидатов, используя телеканалы «Прайм», «2 Плюс», «Прайм ФМ», газету «Тимпул»  и другие СМИ.
Поэтому, на передаче «În Profunzime» от 11 апреля 2011 года  Александр Тэнасе, вдруг «прозрел», обвинив Влада Филата в том, что он, дескать,  «саботировал» деятельность Дорина Киртоакэ.
Видимо, до своего окончательного вступления в должность судьи КС, Александр Тэнасе будет бить по Владу Филату, имея поддержку ряда правых СМИ.
Кстати, «правдолюб» Константин Тэнасе, возомнивший себя «совестью нации», неоднократно и, видимо, охотно обливающий грязью своих коллег по цеху, раннее несколько раз бил по Владу Филату, когда тот стал мешкать с назначением его сына (Александра Тэнасе) на должность министра юстиции. Вот вам и «ценности», и «принципы»!
Он же выдвинул абсурдную идею о том, что Влад Филат, выдвинув Виктора Бодю, якобы «отдает» кишиневскую мэрию Игорю Додону.
Абсурд ситуации здесь видится в том, что Влад Филат никогда и ничего никому не отдает. Тем более столицу. Электорат – это не «быдло», чтобы голосовать так, как думается или хочется некоторым «аналитикам», то есть против своей воли и убеждений. Тем более, что электорат у ПКРМ  и ЛДПМ  совершенно разный.
 Надо признать, что в этой битве ставки велики. Влад Филат сделал несколько серьезных ошибок. Решение избавится от Александра Тэнасе до местных выборов – одна из них. Александр Тэнасе – фигура серьезная, имеющая определенный авторитет в обществе, нравится это кому-то или нет.
Выдвижение на местных выборах слабого кандидата на пост кишиневского мэра, но близкого к «семье» человека – вторая ошибка.
Консультации с ПКРМ, которые в итоге так ни к чему и не привели, но  за которыми  последовали взаимные обвинения – третья ошибка.
Влад Плахотнюк  успешно перенял тактику Влада Филата – сегментирование политического поля через запуск подконтрольных политических проектов.
Сам же Филат, по-видимому, утратил контроль над Вячеславом Унтилэ и его Движеним «Европейское действие» (ДЕД), который постепенно перетек в ЛПМ.
Не совсем ясны и отношения Влада Филата с «Единой Молдовой» Владимира Цуркана, которая выставит кандидатом на пост мэра Кишинева  Валерия Плешку.
Даже АНМ премьер Филат не смог проглотить полностью - часть, правда малая, ушла к ДПМ. Видимо, речь идет о тех министрах в правительстве, которые контролировалась Владом Плахотнюком и которые перетащили свои структуры к демократам. И это четвертая его  ошибка.
Вывод следующий:  Влад Плахотнюк  нуждается в контроле над мэрией Кишинёва, чтобы укрепить личный контроль над финансовыми потоками, строительными тендерами, что позволит ему подмять под себя весь  крупный бизнес. Потом, считает он, можно будет добить ЛДПМ и ПКРМ.
Понимая, что Дорин Киртоакэ уступает в лидерских и деловых качествах, профессиональной подготовки, организаторских способностях и опыте Игорю Додону, Влад Плахотнюк  решил сыграть в хитроумную игру с большими ставками. И в этой игре у него много помощников.
Видимо, Дорина Киртоакэ, которому после 4 лет руководства мэрией показать в качестве успехов и достижений ровным счетом нечего, кроме сплошных провалов,  опять будут представлять как жертву то коммунистов, то «зеленых», в общем, человеком, которому все мешают.
Мешают пенсионеры, студенты, горожане, в общем, весь  народ. Мешают проблемы города и люди, которые имеют решение этих проблем.
Остается надеется лишь на то, что в этой битве высшим арбитром все-таки окажется народ, который и примет справедливое решение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий