воскресенье, 10 апреля 2011 г.

Новый поход на Гагаузию

Своим постыдным «походом против Гагаузии» в 1990 году унионисты дали старт раздроблению страны, обрекли на нищету её население, подтолкнули к массовому исходу из неё лучших специалистов. Сегодня они рвутся в органы местной власти, чтобы довести свои разрушительные «реформы» до конца. Что означает эти их «реформы до конца», всем уже известно.

29 марта 2011 года СМИ Молдовы  распространили сообщение о том, что депутат Парламента от ЛПМ Михай Гимпу потребовал от Правительства и парламентариев ни в коем случае не уравнивать в правах депутатов Народного Собрания Гагаузии с депутатами Парламента страны по той простой причине, что  он лично существование Гагаузии не признаёт.
«Не существует никакой Гагаузии! Существует только АТО Гагауз Ери. Гагаузия - это значит Бразилия, Португалия…»,- заявил Михай Гимпу в ходе пленарного парламентского заседания, потребовав воспринимать депутатов Народного Собрания Гагаузии всего лишь как местных районных советников, и не более того. 
Михай Гимпу потребовал от депутатов молдавского Парламента не называть больше входящую в состав Республики Молдова автономию, населенную преимущественно гагаузами,   «Гагаузией», так как такого термина, по его мнению, нет и быть не может. Понятно, что после этого провокационного демарша Михая Гимпу, выдержанного в духе начала девяностых годов ХХ века, в Парламенте  страны закипели нешуточные страсти.
Приглушить и затушевать разгоревшийся конфликт в Парламенте, как обычно, попытался его председатель (он же врио Президента и лидер ДПМ),  «миротворец» Мариан Лупу, который вывел из-под удара оппонентов либерала Михая Гимпу, лишив депутатов из Гагаузии Ирину Влах, Олега Гаризана (ПКРМ) и Петра Влах (ЛДПМ)  возможности высказать  с парламентской трибуны своё возмущение и критическое отношение к его абсурдным высказываниям.
Но, увы,  несмотря на всё «миротворчество» Мариана Лупу, информация о конфликте в Парламенте стала достоянием широкой молдавской общественности, а также взбудоражила всю Гагаузию.
Гагаузский депутат Петр Влах, начисто позабыв о пресловутых «принципах и ценностях», якобы  «железобетонно» скрепивших  в одну коалицию  ЛДПМ,  ДПМ  и ЛПМ, даже предложил запретить въезд в Гагаузию депутатам от «союзной» ЛПМ Михая Гимпу.
Депутат Олег Гаризан высказал мнение, что упомянутые выше заявления либерала Михая Гимпу не способствуют благополучному урегулированию приднестровского конфликта.
Даже обычно сдержанный и осторожный в высказываниях башкан Гагаузии Михаил Формузал не стерпел нанесённой возглавляемой им автономии обиды,  предложив изолировать воинствующего либерала Михая Гимпу от общества, а также поддержал ране озвученное предложение лидера ПКРМ, экс-президента Владимира Воронина о проверке психического здоровья депутатов молдавского Парламента.
Впрочем, будем объективны. Действительно, в Гагаузии не существует районных советников, которые, чисто гипотетически, представлены в  Национальном Собрании Гагаузии. Следовательно, само Народное Собрание Гагаузии по своему юридическому статусу - это  не более,  чем обыкновенный районный совет. Так что, возможно, у либерала Михая Гимпу, как у «настоящего государственника», болит сердце за Молдову, поскольку в Гагаузии, как он считает, существуют некие  сепаратистские элементы и даже тенденции. 
Но, при более внимательном изучении этого вопроса, нетрудно убедиться в том, что  Михай Гимпу в своём подходе к Гагаузии,  как обычно, неправ. Гимпу заявил, что такое понятие, как Гагаузия, якобы  не существует. Мотив этих его воинственных заявлений лежит на поверхности. Для унионистов, к каковым относится Михай Гимпу, Гагаузия вообще всегда была  «костью в горле», так как население здесь голосует, в основном, только  за государственников. Поэтому Гагаузия является одним из гарантов молдавского государственного суверенитета.
К тому же и Закон об особом правовом статусе Гагаузии предусматривает, что при изменении международного статуса Республики Молдова, например, в случае утраты ею независимости,  Гагаузия имеет право на самоопределение. А это тоже является серьезной гарантией молдавской государственной независимости.
А вот соседняя Румыния, в «материнские объятия» которой стремятся силком затолкать Молдову наши местные либералы-унионисты во главе с Михаем Гимпу,  является централизованным унитарным государством, где венгры (составляющие около 7% населения), и цыгане (2, 5% в 2002 году, но на самом деле их намного больше), не имеют своей политической автономии.  Бухарест очень боится, что в случае предоставления автономии венграм (секуям), слепленная из лоскутков, отрезанных в своё время от других стран, Румыния просто развалится на части.
Поэтому, для  «безопасного поглощения» Румынией нашей  Молдовы унионисты стремятся лишить автономии непокорных гагаузов, а также избавится от Приднестровья.
Скорее всего, именно в этом контексте нужно понимать недавнее предложение министра экономики от ДПМ Валерия Лазэра о реорганизации  АО «Молдова-газ» путём разделения газовых активов Молдовы и Приднестровья и их долгов за потребленный российский природный газ. Если проще, то Валерий Лазэр предлагает дать Тирасполю экономический суверенитет, что нельзя расценить иначе, как важный шаг на пути признания полного суверенитета ПМР.  Таким образом, фактически, ДПМ откровенно подыгрывает унионистским планам  Либеральной партии.
В 1994 году формирование АТО Гагауз Ери (Гагаузии) стало  продуктом консенсуса молдавских государственников. Но и после этого между Кишиневом и Комратом то и дело возникали трения, которые всегда приветствовались и поощрялись правыми радикалами-унионистами.
Когда в 1994 году появился Закон о гагаузской автономии, Совет Европы очень высоко оценил этот молдавский опыт, назвав Молдову в качестве положительного примера в разрешении трудных этнополитических противоречий.
Тем не менее, как видно из нынешней выходки Михая Гимпу, «гагаузская проблема» по-прежнему актуальна, противоречия между Кишиневом и Комратом никуда не делись.  Например, Правительство Молдовы решило сократить бюджет Гагаузии на 2011 год в сумме 17 млн. лей, что поставило под  угрозу выплату заработной платы работникам сферы образования автономии. Делается это Кишиневом, как всегда,  с единственной целью - подмять под себя Гагаузскую автономию.
Сегодня бюджет  Гагаузии меньше,  чем у некоторых районов,  за что, очевидно, гагаузам надо благодарить либералов и примкнувшим к ним демократов (а ведь последние получили от гагаузов около 15% голосов на парламентских выборах!)
Тем не менее, надо признать, что либерал-унионист Михай Гимпу явно путается в терминологии, говоря о Гагаузии, что ещё раз доказывает его «высокую» юридическую подготовку.
Во-первых, Республика Молдова, предоставив Гагаузии территориальную автономию,  превратилась в децентрализированное государство, а сама Гагаузия,  получив многие элементы и прерогативы не просто района, а, фактически, субъекта федерации. имеет свою символику, Башкана, Исполком, Народное Собрание, ЦИК.
 Всего этого не имеет обыкновенный район. Гагаузия состоит из трех районов, а не из одного, что уже говорит о том, что это формирование не территориальное, а политическое, включающее несколько районов.
Об этом однозначно говорит и молдавская Конституция, которая в статье 111 (1), утверждает, что «Гагаузия – это автономно-территориальное образование с особым статусом как форма самоопределения гагаузов». Следовательно,  Гагаузия является не административно-териториальной, а автономно-территориальной единицей.
Во-вторых, в «случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение» (ст.4, Закона об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери) Nr.344-XIII от 23.12.94).
В Молдове ни один район не имеет и не может иметь право на самоопределение, являясь формой административной организации государства, а не формой самоопределения граждан, как в случае Гагаузии.
В-третьих, Гагаузия имеет своего Башкана, то есть губернатора, который избирается,  в отличие от председателя района, напрямую народом, как и губернаторы, например,  в США или до недавнего времени в России. В отличие от обычного председателя района, башкан представлен в Правительстве Молдовы и является его членом. Этот принцип присущ федерациям. 
В-четвертых, Гагаузское Народное Собрание, в отличие от районного совета, имеет право на принятие законов,  действующих на территории Гагаузии, в отличие от простого Совета, принимающего не законы, а административные решения и постановления.

Национальное Собрание, к тому же, имеет право,  согласно ст. 12, (b) на «участие в осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова по вопросам, касающимся интересов Гагаузии».  Проще говоря, Гагаузия имеет право в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы не только административного, но и политического характера. (ст.2 )
 В-пятых, в самой молдавской конституции (ст.73), Народное Собрание Гагаузии наделяется  правом законодательной инициативы на национальном уровне, наряду с Правительством, Парламентом и Президентом, что подтверждает тезис о том, что Гагаузия является не простой административной, а политической единицей, так как районные советы  не обладают таким правом.
Именно поэтому, в проекте новой Конституции РМ, представленной Виктором Попой, депутатом от ЛПМ, предлагалось еще в 2010 году лишить Гагаузию этого права, так как это якобы «противоречит её статусу обычной административно-территориальной единицы». И только провал Конституционного референдума нарушил эти их планы.
Вот вам и красочный пример унионистской логики либералов. Всё, что противоречит их идеям, нужно просто убрать из закона.  Все это говорит о том, что Либеральная партия Михая Гимпу является политической структурой, состоящей из некомпетентных в юридическом плане людей, почему-то называющих себя юристами и политиками.
Если такими «глубокими» познаниями и такой странной «толерантностью по отношению к своим гражданам» обладает сам председатель ЛПМ, то что же тогда говорить о других ее членах: мэрах, в том числе и кишиневском,  депутатах, и министрах? 
Вывод отсюда следует только один: эти люди так и не избавились до сих пор  от ксенофобии и пещерного национализма. Не умея хозяйствовать, решать конкретные вопросы экономики и социальной сферы, они, одержимые унионистскими психозами, заняты преимущественно тем, что грозят всегда и всем, кто не разделяет их бредовых идей, продолжают сталкивать между собой и разделять людей по национальному, возрастному и социальному признаку.
Своим постыдным «походом против Гагаузии» в 1990 году унионисты  дали старт раздроблению страны, обрекли на нищету её население, подтолкнули к  массовому исходу из неё  лучших специалистов.
Сегодня они  рвутся в органы местной  власти, чтобы довести свои разрушительные «реформы» до конца. Что означает эти их «реформы до конца», всем уже известно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий