Скорее всего, выборы мэра Кишинева, действительно, пройдут в два тура. Так было, кстати, и в 1999, 2003, и в 2007 г.г. Причины этого вполне ясны: большое количество участников этих выборов просто дробят электорат и «растаскивают» между собой голоса избирателей, вследствие чего ни один кандидат не может собрать на себе 51% голосов уже в первом туре.
С началом избирательной гонки на местных выборах в Молдове, главной темой для аналитиков и комментаторов стало обсуждение шансов основных кандидатов на занятие кресла мэра Кишинева.
Некоторые из них, прибегая к аналогиям, утверждают, что во второй тур, вероятнее всего, выйдут действующий мэр столицы Дорин Киртоакэ и кандидат от ПКРМ Игорь Додон, после чего, дескать, весь кишинёвский электорат объединится против коммуниста Игоря Додона, вследствие чего, победит представитель правящего Альянса - либерал Дорин Киртоакэ.
Всё это, уверенно заявляют они, случится лишь потому, что Кишинев, по большому счёту, является «антикоммунистическим» городом по структуре своего электората, в связи с чем кандидат от ПКРМ, берущей верх в провинции, никогда прежде не побеждал в молдавской столицу. Для Кишинева, утверждают эти эксперты, более важными являются политический «окрас» кандидата, а вовсе не его личные и профессиональные качества.
Другие же аналитики утверждают, что при любом раскладе выборы в столице будут сфальсифицированы, электорат будет либо куплен, либо запуган, либо запутан, как это произошло на последних по времени парламентских выборах. По их мнению, могучий административный ресурс в руках действующей власти непременно сыграет решающую роль как в столице, так и во всей стране, гарантированно обеспечив победу кандидатам партий АЕИ-2.
Определенная доля рационализма в этих доводах, безусловно, имеется. Но, если копнуть поглубже, то электоральная ситуация в столице представляется намного более сложной.
Так кто же выйдет во второй тур ?
Определенная доля рационализма в этих доводах, безусловно, имеется. Но, если копнуть поглубже, то электоральная ситуация в столице представляется намного более сложной.
Так кто же выйдет во второй тур ?
Скорее всего, выборы мэра Кишинева, действительно, пройдут в два тура. Так было, кстати, и в 1999, 2003, и в 2007 г.г.. Причины этого вполне ясны: большое количество участников этих выборов просто дробят электорат и «растаскивают» между собой голоса избирателей, вследствие чего ни один кандидат не может собрать на себе 51% голосов уже в первом туре.
Можно, но с определенной натяжкой, согласиться и с тем, что во второй тур выйдут Игорь Додон и Дорин Киртоакэ.
Действующий мэр, согласно данным закрытых соцопросов, имеет около 32% рейтинга доверия, а Игорь Додон около 24%. Но при этом надо учитывать заметную динамику роста рейтинга доверия Игоря Додона, которая даёт ему серьёзный шанс ко дню выборов не только догнать, но и обойти Дорина Киртоакэ.
Надо учитывать и то, что ПКРМ имеет в Кишиневе свыше 40% своего стабильного электората, а ЛПМ – лишь около 16%, причём с тенденцией к снижению.
«Темной лошадкой» на этих выборах пока является кандидат от ЛДПМ Виктор Бодю, который имеет за спиной поддержку ведущей партии правящего Альянса, набравшей на парламентских выборах 122,845 голосов электората (28%), то есть почти в два раза больше, чем партия либералов.
Так что, чисто гипотетически, полностью исключить возможность выхода во второй тур вместе с Додоном кандидата от ЛДПМ нельзя. В то же время, следует учесть несколько важных факторов, которые создают проблемы для Виктора Бодю.
Во-первых, это его низкая узнаваемость и практически нулевой рейтинг в столице. Кишиневцы сегодня не знают Виктора Бодю, и вряд ли смогут хорошо узнать его за какие-то 40 дней избирательной кампании. Впрочем, если даже кишиневцы и узнают побольше сведений о Викторе Бодю, это также отнюдь не гарантирует ему существенного повышения личного рейтинга, даже с учетом расклеенных повсюду плакатов, где он стоит рядом с премьером и лидером ЛДПМ Владом Филатом.
Во-вторых, Виктор Бодю, позиционирующий себя как хороший менеджер, заметно лишен харизмы и не имеет за собой «истории успеха». Попытки ЛДПМ присвоить ему заслуги в получении Молдовой 2,6 миллиардов долларов кредитов и инвестиций автоматически нейтрализуются другими членами Альянса, которые считают это заслугой всей правящей коалиции. К тому же, если верить нынешним властям, в Молдову из этой суммы пока поступило всего около 900 миллионов. Более того, значительная часть этой суммы – это кредиты, которые опасно увеличили и без того слишком высокий внешний долг страны.
В-третьих, если внимательно проанализировать данные социологических опросов, то становится ясно, что большинство избирателей ЛДПМ, скорее всего, дружно проголосуют за список советников Муниципального совета Кишинёва от этой партии, но в качестве мэра они пока не видят Виктора Бодю.
В-четвертых, надо учесть, что некоторые из бывших соратников Влада Филата и медийных структур, поддерживавших прежде ЛДПМ - депутат Виталий Нагачевский, министр юстиции Александр Тэнасе, поэт Траян Василкэу, общественник Федор Гелич, газеты «Тимпул» и «Журнал де Кишинэу» и ряд других СМИ - стали сегодня яростно клеймить на чем свет и самого лидера либерал-демократов, и его партию. А это, безусловно, также может сыграть против Виктора Бодю.
За кого голосуют кишиневцы?
За кого голосуют кишиневцы?
Аргументы некоторых экспертов, согласно которым, коммунисты никогда не побеждали в Кишиневе, а потому во втором туре обязательно победит Дорин Киртоакэ, благодаря «политическому голосованию», мягко говоря, не слишком убедительны.
Как утверждал гений политической рекламы Жак Сегела, голосуют за человека, а не за партию, голосуют за идею, а не за идеологию. Особенно актуально это по отношению к местным выборам.
Утверждения о том, что в Кишинёве около 52% избирателей «железно» голосуют за Альянс, около 40% -за ПКРМ, а остальные – за всех других, вместе взятых, противоречат социологической науке и здравому смыслу.
Если следовать этой заведомо абсурдной логике, то нужно будет признать, что среди избирателей вообще нет неопределившихся, разочаровавшихся, аполитичных людей. Тогда зачем вообще нужны выборы, если результат их и так заведомо известен? Ведь, как общепризнано, о демократии и выборах можно сказать лишь одно - их результат никогда и никому заранее неизвестен.
Соцопросы как раз каждый раз убедительно показывают, что в столице процент неопределившихся граждан всегда очень высок, в пределах 20-25%. Это связанно с тем, что здесь более информированный, рациональный и образованный электорат. Неопределившиеся, как правило, голосуют из рациональных мотивов: какие программы у партий, какие кандидаты, достижения, и так далее, а не из идеологических установок.
Да и обычного избирателя интересуют в большей степени проблемы бытия - зарплаты, пенсии, высокие тарифы и цены, преступность и коррупция, отсутствие детсадов и нормальных дорог, чем названия государственного языка, вступление в НАТО или нейтралитет, и т.п. Это показывают все соцопросы. Поэтому даже правая ЛДПМ шла на выборы с месседжем «Молдова без бедности», набрав 29%, а не с идеей о румынском языке, унии или вступлении в НАТО.
На местных выборах вообще главным фактором являются личные качества кандидата в мэры, а не его политическая принадлежность. Например, Серафим Урекян в 1999 году шёл как независимый кандидат и одержал убедительную победу над всеми «политическими» конкурентами, нажимая на то, что является профессиональным управленцем.
В тех случаях, когда ПКРМ серьезно боролась за победу, она достигала высоких результатов. Некоторые эксперты утверждают, что в 2003 году Василий Згардан победил Серафима Урекяна. Но тогда, как известно, неожиданно (очень вовремя!) «сломался компьютер», в связи с чем Избирком выдал «правильные результаты»,
Трудно поверить в том, что ПКРМ, набравшая в 2001 году около 50% на парламентских выборах, не смогла победить в Кишиневе. Комментарии, как говорится, излишни.
На местных выборах 10 июля 2005 года кандидат от ПКРМ Зинаида Гречаная набрала 50.15%, а представитель оппозиционного АНМ Дмитрий Брагиш в два с половиной раза меньше – всего 20.65%. Хотя Зинаида Гречаная победила, выборы тогда были признаны «несостоявшимися» из-за низкой явки электората. А вот по сегодняшнему законодательству Зинаиду Гречаную объявили бы победителем.
На повторных выборах от 11 декабря 2005 года кандидат от ПКРМ Василий Урсу вообще набрал 52.91%, а либерал Дорин Киртоакэ только 35%. И опять победа Василия Урсу не была признана, так как уровень участия электората в этих выборах составил всего 22%.
При этом не участвовали в выборах как правые, так и левые избиратели. Но уже тогда все понимали, что у демагога Киртоакэ нет ни малейших шансов победить «крепкого хозяйственника» Урсу на новых выборах в 2007 году.
Однако руководство ПКРМ по абсолютно непонятным причинам решило выдвинуть своим кандидатом на пост мэра Кишинёва никому неизвестного Вячеслава Иордана, за которого не голосовали даже некоторые члены Исполкома ЦК ПКРМ, не говоря уже о рядовых избирателях. Выдвижение Вячеслава Иордана вызвало скандал в самой Партии коммунистов. Разгромный результат на выборах стал печальным следствием этого промаха.
Дорин Киртоакэ стал первым мэром-политиком Кишинева на волне протестного голосования. Люди тогда проголосовали не столько за самого Киртоакэ, сколько «против всех», так как кандидат от ЛПМ обещал «объявить войну» всему политическому классу страны, прежде всего, номенклатуре.
Однако, уже вскоре после выборов молодой мэр Кишинёва цинично вступил в политический сговор с этой самой номенклатурой, с которой ранее грозился «сурово разобраться».
Безусловно, это разочаровало большую часть его электората, учитывая и тот факт, что у Дорина Киртоакэ очень быстро и очень отчетливо проявились радикальные унионисткие и антигосударственные посылы, чего себе не позволял ранее «аполитичный» Серафим Урекян.
Кого можно считать фаворитом в Кишиневе?
Анализируя известные данные соцопросов и результаты прошлых выборов в Кишинёве, можно сделать вывод о том, что Игорь Додон имеет весьма серьезные шансы на победу над Дорином Киртоакэ. Это, фактически, вообще одна из самых серьёзных и «проходных» кандидатур, когда-либо выдвинутых ПКРМ на муниципальных выборах в Кишинёве.
Вывод этот базируется на целом ряде фактов и посылов:
Во-первых, на предстоящих местных выборах не будет голосовать заграничный электорат. В 2010 году за рубежом голосовали около 65.000 молдавских граждан, то есть около 4,5%, которые поддержали ЛПМ и ЛДПМ. Заграничные избиратели шли тогда по спискам Кишинева, что дало прирост в 4-5% этим партиям. Следовательно, у Дорина Киртоакэ будет на несколько процентов меньше голосов в, чем в 2010 году.
Во-вторых, студенты, на сей раз, будут голосовать по месту жительства, а не в Кишиневе. А это около 100.000 человек, многие из которых являются избирателями ЛПМ и ЛДПМ.
В-третьих, в Кишиневе, как и во всех городах Молдовы, произошел заметный рост протестного электората и его смещение в сторону оппозиции в лице ПКРМ.
Люди недовольны действиями центральной власти вообще, и местной в частности. Стремительный рост, особенно после досрочных парламентских выборов 2010 года, тарифов, цен, налогов, штрафов, всплеск преступности, другие факторы, негативно влияющие на жизнь населения, привели к массовому недовольству.
Если в селах, из-за патриархальной культуры населения, подкупа голосов, неинформированности и просто необразованности, люди всё ещё ориентируются на Альянс, то в городах, если верить опросам ИМАС, все обстоит как раз наоборот. Люди в городах ориентируются на оппозицию.
ПКРМ заметно улучшила свой результат по Кишиневу (как и в других городах). В 2007 году Партия коммунистов, набрала всего 55,702 (26%) в МСК. Но уже на парламентских выборах в 2010 году ПКРМ набрала в Кишинёве в три раза больше голосов -173,570 (40.19%), чем в 2007 году, и на 30.000 голосов больше, чем 29 июля 2009 года. ПКРМ заметно усилила свои позиции, рост ее электората в столице, если верить социологу Дору Петруцци, составляет 20%.
В-четвертых, в местных выборах, как правило, участвуют меньше избирателей чем в парламентских, особенно в Кишиневе. По мнению Дору Петруцци, директора ИМАС, участие в борах в Кишинёве будет приблизительно 50-52%, то есть около 300.000 человек. Учитывая, что за ПКРМ на парламентских выборах проголосовало 173. 570, то логично предположить, что во втором туре кандидат от Партии коммунистов должен получить около 52%.
На замечания тех скептиков, которые считают, что, дескать, если снизится общий уровень участия электората в выборах в Кишинёве, то на них меньше придет также и электората от ПКРМ, следует сказать, что это не совсем так. Дело в том, что у ПКРМ имеется весьма стабильный и дисциплинированный электорат. Надо учесть и нарастание протестных настроений в его среде.
Так что, здесь всё будет зависеть, прежде всего, от того, насколько успешно проведёт ПКРМ по мобилизации своего электората, удастся ли партии в ходе подготовки к этим выборам избежать интриг и саботажа.
В-пятых, есть определенные сомнения в том, что партии захотят (ХДНП, ЛДПМ, СДП, "Равноправие") и смогут (ДПМ) мобилизовать свой электорат и все свои структуры для того, чтобы те проголосовали «в обязательном порядке» за праворадикала и униониста Дорина Киртоакэ.
Формальные декларации в его поддержку – это, пожалуй, да, по большей части, для виду, для демонстрации мнимой коалиционной «солидарности», а вот как оно будет на самом деле, учитывая крайне негативные имидж мэра-дилетанта Киртоакэ среди подавляющего числа кишиневцев, это уже нечто совсем другое.
Да и зачем, спрашивается? В 2007 году они, явив эту самую «солидарность», уже поддержали «юного Дорина», в том числе и сам Влад Филат, затратив на это немалые деньги и ресурсы. А сегодня этот самый «юнец», взобравшийся в кресло кишиневского мэра на плечах электората ЛДПМ, обвиняет её лидера Влада Филата в «коррупционных схемах» и «преступных приватизациях», да ещё и оскорбительно напоминает ему о том, что он «проиграл» ему в 2007 году (Влад Филат набрал тогда 8%), обвиняет его Правительство в саботаже своих проектов. Вот вам и благодарность за поддержку!
Вполне понято, что 2011 году поднаторевший в политических комбинациях Дорин Киртоакэ, если вновь станет мэром Кишинёва, церемониться ни с кем не станет. Особенно с ЛДПМ. Это уже отлично понимают многие её члены и сторонники.
Так что, даже если руководство ДПМ и ЛДПМ и попытается мобилизовать своих партийцев на поддержку Дорина Киртоакэ во втором туре выборов в Кишиневе, никто не возьмётся сегодня утверждать, что они вообще придут на эти выборы.
Дорин Киртоакэ за четыре года растерял свою ауру «непримиримого борца с системой», добровольно взяв образ «жертвы», которой мешают работать. Жаль только, что никто не мешает этой «жертве» устраивать пышные застолья в мэрии с «горячими девочками» и дорогими напитками, расправляться с пенсионерами, отнимая у них право бесплатного проезда в общественном транспорте, плевать в лицо ветеранам, поздравляя их с 9 Мая афишками на мусорных баках, да одаривать деньгами участников событий 7 апреля 2009 года.
Но, как известно, что посеешь – то и пожнешь. Либеральная партия падает в рейтингах, набрав в 2007 году по Кишиневу приблизительно 18%, 29 июля 2009 - 88 718 (23,14%)а в 2010 –происходит обвал либералов, которые набрали только 16%, да и то лишь за счет заграничного голосования. По стране ЛПМ набрала 15% в 2009 году и 10% в 2010 году. Люди отвергают позиции этой праворадикальной партии, её экстремизм и дилетантство. Всем стало очевидно, что Киртоакэ и Гимпу – это одно целое, что Киртоакэ дальше будет воевать с правительством, а страдать от этого будут город и его жители. Сам сегмент ЛПМ узок, а рейтинг Киртоакэ сдувается.
Игорь Додон, напротив, можно получить голоса и центристского избирателя, из-за своих умеренных позиций и взглядов, профессионализма, высокой менеджерской квалификации и управленческого опыта, позиции государственника и готовности сотрудничать в должности мэра с умеренными партиями Альянса ради блага всех горожан.
К тому же, исчезли и многие прежние условия, сделавшие Киртоакэ примаром. Электорат протестует сегодня уже против самого мэра и его бездарного управления. Если в 2007 году многие граждане проголосовали против ПКРМ, так как боялись, что коммунисты, взяв Кишинев, установят здесь свою диктатуру и жёсткую вертикаль власти в стране, то сегодня ПКРМ находится в оппозиции.
Более того, многие граждане уже понимают, что сегодня Альянс, взяв под свой контроль Кишинев, может установить свою полную диктатуру по всей стране. Поэтому власть в руках оппозиции рассматривается многими как своеобразный противовес опасным авторитарным замашкам Альянса.
Кишиневцы, в абсолютном своём большинстве, безмерно уставшие от чудачеств демагога и дилетанта Дорина Киртоакэ, ждут сегодня прихода в столичную примэрию не политикана, а опытного хозяйственника, умелого управленца, серьёзного и ответственного человека, который окажется способен услышать и понять их, начнёт решать накопившиеся проблемы, а не создавать новые.